НТТ ГРУПП

Автопилоты уже частично берут на себя управление в современных машинах, не за горами перспектива полного вручения инициативы на дороге в руки компьютерного интеллекта. В связи с этим часто возникает вопрос о поведении в критических ситуациях людей и машин. В частности, когда стоит выбор между жизнью случайного нарушителя или водителя. Но, чтобы задать программу поведения, нужно анализировать человеческую реакцию и уже потом, на основе этих данных разрабатывать алгоритм действия бортового компьютера.

В качестве эксперимента американские шоумены, создатели веб-трансляций Mind Field провели неоднозначный и даже немного жестокий эксперимент. Подопытными «кроликами» стали несколько человек. От их решения (якобы) зависела жизнь одного или пятерых человек. Суть теста заключалась в следующем: в студии перед испытуемыми демонстрировалась трансляция с железнодорожной развилки, на одной ветке которой стояло пятеро рабочих, на другой – лишь один. И навстречу этим пятерым двигался грузовой состав, но они будто его не замечали.

Испытуемый полагал, что все происходит в реальном времени и от него зависит жизнь этих людей. Он должен был принять решение: перенаправить состав на путь с одним человеком или оставаться в бездействии. Многие помнят задачку про стрелочника и его малолетнего сына. Этот эксперимент по сути та же задача, только в более жесткой форме.

Сразу стоит отметить, что все желающие были предварительно обследованы на предмет устойчивости к стрессам и психической уравновешенности, дабы избежать нервных срывов и прочих нежелательных реакций с их стороны. В итоге были отобраны наиболее подходящие кандидаты, которые и приняли участие в эксперименте, полагая, что наблюдают ситуацию в реальном времени.

В результате теста большинство (5 человек) просто бездействовало, полагаясь на сенсоры поезда или на то, что рабочие его заметят, а также стремясь избежать ответственности. И лишь двое решительно «перевели стрелки» на путь с одной потенциальной жертвой. Результаты были внесены в число прочих тестов для разработки алгоритма действий автопилота.

Туда же вошли итоги опроса о том, что делать, если на дорогу выбежал ребенок: в зависимости от выбранного решения погибает либо хозяин, либо пешеход. Согласно мнению большинства (38%) автопилот должен спасать жизнь водителя. Как видим, инстинкт самосохранения играет немалую роль в решении подобных вопросов, и на основе статистики будет разрабатываться линия поведения автопилота на дороге.