НТТ ГРУПП

Собираясь установить тахографы, любой владелец автопарка желает выполнить все предписания, зафиксированные в законодательстве РФ. И действительно ошибки нежелательны, так как речь идет о дорогостоящем оборудовании, заменить которое при необходимости будет не так-то просто. Как же выбрать тахограф по установленным нормам и вступил ли в силу закон об отмене обязательной установки?

Законодательство про тахографы

   В Конституции РФ существует четыре главных нормативных акта по интересующей нас теме. Первый из них вышел уже в 1995 г. - «О безопасности дорожного движения» (ФЗ № 196). Именно в указанном документе впервые появляется требование контролировать маршрут и график движения ТС, отслеживать рабочее время шофера, наличие перерывов для отдыха. Четко сформулированных предписаний по использованию специальных приборов нет.

   «Трудовой кодекс», вышедший 30 декабря 2001 года (ФЗ № 197) посвящен условиям труда и защищает интересы наемного работника. Этот закон так же опускает использование технических средств.

   Наибольший интерес вызывает постановление «Об утверждении регламента о безопасности колесных транспортных средств» (№720), указывающее на необходимость тахографа и описывает основные функции и возможности прибора (ими обладают все, выпускаемые сегодня устройства). 

   Тахограф должен фиксировать время работы шофера и периоды простоя или выполнения иных работ, пройденное расстояние и скорость движения, сохраняется информация обо всех входах в систему для выгрузки данных. Для выполнения этих задач нужно подключение к рабочему одометру или спидометру, обязательно выполняется пломбирование.

Перечисленным пунктам полностью соответствуют все тахографы, производимые в наши дни. Желающему оборудовать свой транспорт остается только найти специализированный центр имеющий разрешение на продажу и установку оборудования.

Изменения в законодательстве РФ

   В 2013 году вышел еще один приказ (№ 36), официальное вступление в силу документа состоялось в апреле. Основным нововведением стало появление особых требований к оборудованию – наличия криптографической защиты или СКЗИ.Парадокс в том, что наше государство не успело провести необходимую подготовку. К указанной дате блоков, чип-карт и тахографов нового образца, при этом разрешение на выпуск и реализацию оборудования, соответствующего обновленным стандартам имел только один центр во всей стране, находящийся даже не в Москве, а в Санкт-Петербурге. В итоге большое количество граждан, не сумевших по очевидным причинам обновить оборудование, были оштрафованы инспекторами ГИБДД. История удивительна и абсурдна, но все же каким правилам должны соответствовать тахогарфы сегодня?

Выбираем контролирующий прибор

   Под современные государственные стандарты подходят устройства с СКЗИ и ЕСТР, вторая категория только для организаций, получивших лицензию международного перевозчика.

  Как же выбрать, ведь стоимость примерно одинаковая? Практика показывает, что для первой группы сложней приобретать чип-карты. Некоторые производители предлагают технологию, позволяющую совместить идентификаторы старого и современного образца, но по отзывам пользователей часто возникают проблемы. Устройство выдает программный сбой, зависает, а это чревато получением штрафа за эксплуатацию машин без контролирующего оборудования. Получается, намного выгодней получить международную лицензию и выбрать ЕСТР? Это трудный вопрос – вполне возможно, что совсем скоро на территории нашей страны запретят такие тахографы.

Применяем знания на практике

   Продолжается массовая установка обычных цифровых тахографов, легально ли это? Не стоит забывать о том, что постановление № 720 все еще актуально и до его отмены можно следовать одному из законов. Соответственно обычные цифровые приборы так же легальны. Производители следят за всеми изменениями требований и сегодня все выпускаемые единицы оборудования ориентированы на последующую активацию необходимых дополнений, если это окажется необходимым.

   Существуют и народные умельцы, готовые за дополнительную плату активировать тахограф задним числом, а именно – последними днями марта 2013, до выхода приказа.

   Все нормативные документы имеют четкую иерархию. Рассматривая юридические бумаги по важности, можно понять, что постановление № 720 выше ведомственного приказа. Но не стоит забывать о том, совсем скоро будет принят документ - «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (№ 273). По этой причине имеет смысл установить оборудование с СКЗИ. Скорей всего владельцев тахографов, соответствующих устаревшим правилам принудят выполнять переустановку.